Россияне в I квартале купили меньше полисов ОСАГО, но в среднем полис подорожал на 6%
Страховщики каско и ОСАГО в I квартале 2022 г. смогли нарастить сборы за счёт роста цен на автомобили и запчасти. Но идут вверх и выплаты — по каско они достигли 28,8 млрд р. (+18%), по ОСАГО — 40,5 млрд р. (+9%).
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ
Банк России опубликовал «урезанную» статистику за I квартал 2022 г. (без данных о показателях конкретных страховщиков).
По ОСАГО страховщики в I квартале 2022 г. собрали 52,4 млрд р. (+4,6% по сравнению с I кварталом 2021 г., когда было собрано 50,0 млрд р.).
Выплатили по обязательной «автогражданке» за январь-март 2022 г. страховщики 40,5 млрд р. (+9,0). В I квартале прошлого года выплаты по ОСАГО составляли 37,2 млрд р.
По каско за отчётный I квартал 2022 г. собрано 51,6 млрд р. (+15,7% по сравнению с I кварталом 2021 г. — с результатом в 44,6 млрд р. сборов).
Выплаты по каско достигли 28,8 млрд р. (+17,7%). За январь-март 2021 г. по каско страховщики выплатили 24,5 млрд р.
В обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков за I квартал 2022 г. регулятор кратко прокомментировал показатели по моторным видам.
Так, премии в автостраховании выросли, несмотря на снижение продаж новых автомобилей.
Ключевое влияние на рынок оказал рост цен на автомобили и запчасти, который способствовал увеличению средней стоимости полиса.
Выплаты выросли в связи с увеличением числа страховых случаев, а также за счёт роста средней страховой выплаты на фоне удорожания автозапчастей.
Рост премий в каско произошёл несмотря на сокращение продаж новых автомобилей на фоне снижения их доступности. Этому способствовало повышение средней стоимости страхового полиса — в связи с ростом цен автомобилей и запчастей.
Выросло число договоров каско, заключённых с ИП и юрлицами (+5,6%), а также и с физлицами (+6,7%).
Рост спроса на страхование автокаско может быть связан с ростом продаж программ мини-каско (риски по таким программам ограничены и чаще всего за выплатой или ремонтом можно обратиться только при условии, что водитель не является виновником ДТП).
Автовладельцы также могутопасаться нехватки страхового возмещения по ОСАГО в условиях увеличения стоимости запчастей, предполагает регулятор.
Страховщики начали предлагать клиентам увеличить страховую сумму по действующим полисам, чтобы выплаты хватило на новый автомобиль в случае угона или полной гибели машины, что также оказало влияние на увеличение сборов по страхованию автокаско.
Росту выплат по каско способствовали увеличение числа страховых случаев и рост средней страховой выплаты на фоне повышения цен автозапчастей иностранных автомобилей, вызванного их дефицитом и наблюдавшимся во второй половине квартала ослаблением курса рубля.
ОСАГО
Тенденции в сегменте ОСАГО повторяли тенденции сегмента автокаско, но были менее выраженными.
Сборы в ОСАГО выросли за счёт роста средней страховой премии (+6,4% г/г). Величина выплат выросла по тем же причинам, что и в страховании автокаско.
Число заключённых договоров ОСАГО сократилось на 1,4%. «В отличие от страхования автокаско полисы ОСАГО обязаны приобретать все автовладельцы, поэтому в условиях снижения продаж новых автомобилей число договоров ОСАГО тоже снизилось», — объяснил регулятор.
В I квартале 2022 г. количество жалоб по ОСАГО увеличилось более чем на 20%. При этом жалобы на этот сегмент по‑прежнему составляют основной объём жалоб на страховщиков.
Основное увеличение жалоб произошло в связи с отказом в заключении договора и проблемами с оформлением электронных полисов. Объём жалоб на неправильное применение коэффициента бонус-малус снизился, но по‑прежнему составляет основную долю обращений по тематике ОСАГО.
С 9 января 2022 г. для большей индивидуализации и дифференциации стоимости страховки для водителей с разным уровнем риска тарифный коридор по ОСАГО был расширен в обе стороны. По итогам проведённого Банком России анализа пересмотрены коэффициенты за аварийность, коэффициенты за возраст и стаж водителя, а также проведена калибровка региональных коэффициентов, указано в обзоре.
@АСН